Распечатать Страница

Опыт

Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Гродненского облисполкома

Отдел образования, спорта и туризма Слонимского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 3 г. Слонима»

 

СОГЛАСОВАНО

Консультанты проекта:

Радевич Елена Владимировна

________________________

начальник Центра профессионального развития и инновационного образования ГУО «Академия последипломного образования»

Телефон: 8(017)285 78 39

E-mail: lenaradevich@tut.by

Полейко Елена Александровна

_________________________

методист отдела методического обеспечения историко-обществоведческого и социокультурного образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Телефон: 8(017)229 19 21

E-mail: alenapaleika@gmail.com

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Средняя школа №3 г. Слонима»

_________ Клебанова И.М.

________________________

СПРАВКА

о результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях информационно-коммуникационной среды учреждения образования»

Сроки реализации 2015-2018 годы

 

Руководитель проекта:

Клебанова Ирина Михайловна,

директор ГУО «Средняя школа №3

г. Слонима»

231800 г. Слоним, ул. Брестская,

д. 59/1, Гродненская обл.

телефон 8(01562) 2-28-46

факс 8(01562) 2-28-46

e-mail: slonim3skola@ rambler.ru

 

г.Слоним, 2018

 

  1. Общие данные

Учреждение образования: государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г.Слонима».

Тема инновационного проекта: «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования».

Срок реализации проекта: 2015-2018.

Руководитель инновационного проекта: Клебанова Ирина Михайловна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г.Слонима».

Консультанты инновационного проекта:

Радевич Елена Владимировна, начальник Центра профессионального развития и инновационного образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Полейко Елена Александровна, методист историко-обществоведческого и социокультурного образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

Участниками инновационной деятельности являются педагогический коллектив учреждения, учащиеся 1-11 классов  и их законные представители. Из числа педагогических работников приказом по учреждению определена инновационная группа из 15 педагогов (приложение 1), которая осуществляет организацию мероприятий инновационного проекта. Инновационный процесс в учреждении сопровождается педагогом-психологом.

Состав участников проекта характеризуется высоким квалификационным уровнем, который качественно изменялся в течение 3 лет работы в инновационном проекте. Так, увеличилась группа педагогов-инноваторов, имеющих первую квалификационную категорию, изменился состав группы педагогов, имеющих вторую квалификационную категорию.

Специфика инновационного проекта создавала условия для расширения круга учителей и учащихся, реализующих проект. К третьему году в инновационную деятельность вовлечено практически 72% педагогов учреждения.

Общее руководство инновационным проектом осуществлялось директором учреждения образования И.М.Клебановой. Консультационная помощь и корректировка работы проводилась научными консультантами Радевич Е.В., Полейко Е.А..

  1. Введение

Согласно Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года, утверждённой 24 июня 2013 года, «рост объемов производимой информации, ее активное использование в различных сферах деятельности, создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры стали основными факторами возникновения и развития информационного общества». В связи с этим основными целями информатизации системы образования Республики Беларусь на современном этапе являются:

создание для населения равных возможностей получения качественных образовательных услуг на уровне современных требований национальных и международных стандартов вне зависимости от места проживания и обучения с использованием современных ИКТ;

формирование личности, адаптированной к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками.

В начале работы над проектом был обозначен основной ожидаемый результат  инновационного проекта – повышение  уровня медиакомпетентности  педагогов и учащихся, предполагающего наличие знаний, умений и навыков, позволяющих человеку определять, когда и какая информация требуется, где и как ее можно получить; как ее следует  критически оценивать, систематизировать и использовать в соответствии с этическими нормами. Это понятие выходит за рамки коммуникационных и информационных технологий и включает навыки анализа, осмысления и интерпретации информации в различных образовательных областях. В процессе работы в проекте мы убедились, что одна из наиболее необходимых, на наш взгляд, форм организации работы с учащимися, обеспечивающая достижение указанного результата инновационной деятельности, – интеграция медиаобразования в образовательный процесс. Навыки использования медиа не могут развиваться сами по себе, без целевого обучения. Это предопределило необходимость систематического формирования навыков медийной грамотности на учебных занятиях.

Деятельность в рамках реализации инновационного проекта осуществлялась в соответствии с законодательством Республики Беларусь и разработанными на его основе локальными нормативными документами учреждения. На начало каждого учебного года корректировалась база нормативного правового обеспечения инновационной деятельности, уточнялись функциональные обязанности членов рабочей группы.

Реализация I-IV этапов республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования» в 2015/2016, 2016/2017, 2017/2018 учебных годах осуществлялась в соответствии с программой реализации проекта и календарными планами инновационной деятельности на соответствующие учебные годы.

С января 2018 по декабрь 2018 года педагогический коллектив осуществляет мероприятия  IV (обобщающего) этапа реализации инновационного проекта. Целью данного этапа является анализ полученных результатов, оценка опыта инновационной деятельности учреждения образования.

Организация  инновационной работы на заключительном этапе реализации проекта осуществляется комплексно и включает несколько направлений:

систематизация документации, материалов диагностики внутреннего контроля и самообобщение инновационного опыта участниками инновационного проекта;

анализ и оценка эффективности внедрения модели медиакультуры и рефлексивное осмысление всех результатов проекта через проведение семинаров, конференций, консультаций, презентации опыта и результатов инновационной деятельности в коллективах учреждений района (области) в очной и дистанционной формах;

обобщение опыта инновационной деятельности коллектива и подготовка публикаций в педагогической печати;

разработка рекомендаций по использованию результатов проекта, создание районного ресурсного центра.

 

  1. 3. Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

Педагоги и участники инновационной деятельности являлись активными субъектами планирования организации, коррекции и оценки результатов инновационной деятельности. С целью успешной реализации инновационного проекта (ИП) работала управленческая команда, которая обеспечила в 2015-2018 годах осуществление организационно-управленческих мероприятий.

Система управления инновационной деятельностью базировалась на основе современных управленческих принципов: коллегиальности, делегирования управленческих полномочий членов педагогического коллектива.

Ведущей формой управленческой деятельности в проекте являлась коллегиальная деятельность. Реализация средового подхода обеспечила системную слаженную управленческую деятельность, которая объединила не только участников рабочей группы, но и большую часть членов коллектива. Это обеспечило развитие инновационно-образовательной среды. Принятие решений в рамках проведения методических семинаров, организационно-методических совещаний, выбор темы, задач и достижения целей при подготовке к проведению открытых занятий в рамках инновационного проекта осуществлялись рабочей группой. Свободное обсуждение результатов проделанного в процессе инновационной деятельности  помогло определить уровень готовности и продвижение каждого участника по своей теме исследования и результативно решать возникающие вопросы. Анализ инновационной деятельности способствовал методическому росту каждого участника, что подтверждается результатами диагностики педагогического коллектива (приложение 2).

Контроль реализации инновационного проекта был заложен в годовые планы работы государственного учреждения образования «Средняя школа  № 3 г.Слонима» на 2015/2016, 2016/2017, 2017/2018 учебные годы. Выполнение мероприятий календарных планов инновационного проекта и отчёты о ходе реализации ИП заслушивались на заседаниях методического совета (апрель 2016, 2017, 2018 годов). В рамках самоконтроля рассматривались вопросы о качестве ведения отчетной документации педагогами-инноваторами (январь, май ежегодно). Диссимиляция передового инновационного опыта осуществлялась на заседаниях педагогических советов («О результативности работы педагогического коллектива по использованию современных медиаресурсов как инструментария роста профессиональной компетенции учителя», март 2016; «Инновационная деятельность как ресурс повышения педагогического мастерства», март 2018).

Коллегиально была разработана система морального и материального стимулирования участников, утвержденная руководителем инновационного проекта.

С целью повышения мотивации участников инновационного проекта разработана система материального стимулирования. В соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2010 № 6 увеличены тарифные ставки (оклады) руководителю инновационного проекта Клебановой И.М. и  координатору  Панченко С.Н. на 20%, учителям-участникам инновационного проекта на 15%,  остальным педагогическим работникам и учебно-вспомогательному персоналу, которым не предусмотрено повышение тарифных ставок (окладов) в соответствии с п. 1.3 приложения 3 к Постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2010 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2012 № 93) также предусматривается материальное стимулирование в зависимости от выполненной работы.

В соответствии с условиями премирования, отраженными в коллективном договоре и в правилах внутреннего распорядка учреждения, была учтена практическая деятельность каждого участника за период работы в проекте. Результатом деятельности явилась подготовка и проведение открытых занятий, выступления на семинарах, участие в конкурсах.

Таким образом, принимаемые организационно-управленческие меры позволяли поддерживать в рабочем состоянии реализацию инновационного проекта и своевременно проводить корректирующие действия.

 

  1. Создание эффективных условий для реализации инновационного проекта в соответствии с концептуальными положениями внедряемой инновации

Методическое обеспечение

Развитию профессиональных компетенций педагогов способствует система методического сопровождения педагогического коллектива. В связи с этим методическое сопровождение инновационной деятельности педагогического коллектива в течение реализации проекта было направлено на обучение и консультирование педагогических работников  с целью оказания помощи в вопросах интеграции медиаобразования в образовательный процесс учреждения и позволило педагогам получить теоретическую и практическую поддержку в вопросах медиаобразования.

Система развития медиакомпетентности учителей была соподчинена единой методической теме учреждения: «Совершенствование форм, методов и приёмов работы, направленных на развитие творческого потенциала и индивидуальных достижений участников образовательного процесса, посредством формирования медиакомпетентности в условиях информационно-коммуникационной среды учреждения образования» и включала следующие компоненты: аналитико-диагностический, образовательно-методический, информационно-методический.

На основании рефлексивного анализа осуществлялась диагностика профессиональных затруднений и психологического состояния, выстраивалась система методической помощи и психологической поддержки.

Развитию профессиональных компетенций педагогов в сфере использования медиасредств в образовательном процессе способствовала система методических мероприятий, которая включала:

постоянно действующий семинар-практикум «Школа медиаграмотности»;

консультационный пункт «Сервисы Web 2.0» (2015/2016), «Возможности платформы MOODLE для организации взаимодействия» (2016/2017), «Web-квест» (2017/2018), работа которого организовывалась по заявкам педагогов;

творческую группу «Инновация».

Деятельность творческой группы «Инновация» была направлена на обучение педагогов применению облачных сервисов в организации сетевого взаимодействия учителей, использование сервисов Google в образовательном процессе (2015/2016); на  изучение путей адаптации существующих методик проведения занятий на материалах различных медиаисточников (2016/2017), на способы вовлечения учащихся и педагогов  в интернет-проекты, в том числе в учебные сетевые проекты, которые требовали от учащихся умения активно использовать и объективно оценивать медиаресурсы и быть готовым самосовершенствоваться, используя эти ресурсы (2017/2018).

Следует отметить, что предметные методические объединения (далее – МО) строили свою работу в рамках единой  методической темы, конкретизированной под свою предметную область. На заседаниях МО обсуждались вопросы интеграции медиаобразования в образовательный процесс в разрезе конкретных предметов.

Анализ самообразовательной деятельности педагогов учреждения показал, что темы актуальны, выбраны с учётом единой методической темы учреждения образования и педагогических затруднений. 72 % педагогов учреждения выбрали тему самообразования, связанную с темой инновационного проекта.

Повышение квалификации педагогических работников в вопросах медиаобразования в межкурсовой период осуществлялось через курсовую переподготовку как в очной, так и в дистанционной формах (приложение 3); через участие в семинарах и конференциях в ГУО «Гродненский областной институт развития образования», ГУО «Академия последипломного образования», УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (приложение 4).

С целью повышения медиакомпетентности педагогов активно использовались и используются ресурсы дистанционного обучения (приложение 5), одним из которых является блог «Методический совет» (http://mopoisk3skool.blogspot.com.by/ ), созданный членами администрации учреждения.

Таким образом, использование коллективной, групповой, индивидуальной форм методической работы позволило каждому учителю построить собственную траекторию развития по совершенствованию профессиональной компетенции в вопросах интеграции медиаобразования в образовательный процесс, что подтверждается результатами анкетирования педагогогов-инноваторов в марте 2018 года (приложение 6).

Так, 100% педагогических работников отметили, что учёба в сфере медиаобразования проходила на высоком и достаточном уровнях. Педагоги отметили системность, доступность и эффективность проводимых мероприятий, дали высокую оценку использованию дистанционных форм взаимодействия. Среди ресурсов, способствующих повышению медиаграмотности, были указаны следующие: очные и дистанционные семинары (26% и 73% соответственно), дистанционные занятия по интересующим вопросам на ресурсе Moodle «Школа медиаграмотности»  (79%), участие в работе скайп-конференций и вебинаров (40%), самообразование через использование групп в социальных сетях (40%).

В результате методического сопровождения педагогов по теме проекта и самообразовательной деятельности сформировалось стойкое убеждение в результативности проделанной работы в рамках инновационного проекта, что подтверждается желанием педагогов использовать приобретенный опыт (100%). Результаты анкетирования доказывают, что повысилась активность педагогов в использовании на занятиях различных медиатекстов, ресурсов сети Интернет. Кроме того, педагоги отмечают, что стали сами более внимательны к получаемой из массмедиа информации.

Педагоги оценивают методическое обеспечение реализации инновационного проекта на высоком и достаточном уровнях (33%, 67% соответственно). 67% педагогов считают, что в их профессиональной деятельности произошли изменения, а 33% респондентов отметили значительные изменения по сравнению с началом проекта. 87% педагогов-инноваторов готовы делиться приобретенным опытом. Печатать опыт в СМИ готовы 26% педагогов-инноваторов, проводить мастер-классы – 46%, скайп-конференции или вебинары – 26%, через организацию работы предметного (тематического) сообщества (группы) в социальных сетях – 87%, путем создания методического продукта с дальнейшим участием в различного уровня конкурсах – 33%.

Слаженные организационно-методические мероприятия способствовали повышению профессионального мастерства педагогов, о чем свидетельствует инновационно-методический опыт, который был представлен на семинарах и конференциях различного уровня (приложение 4), педагогических советах, на страницах сайта и блогов, в рамках взаимодействия в педагогических сетевых сообществах.

Использование современного материально-технического обеспечения в образовательном процессе позволило повысить мотивацию участников инновационного проекта.

Материально-техническое обеспечение учреждения соответствует потребностям субъектов ИД для эффективной реализации инновационной модели. В школе имеется 2 кабинета информатики. Все компьютеры учреждения объединены локальной сетью, имеют высокоскоростной выход в Интернет. Приобретены две  интерактивные доски, две интерактивные платформы MultiBoard, в третьем квартале 2018 года планируется обновление компьютеров одного из кабинетов информатики. Однако необходимо решать проблему оборудования рабочих мест учителя и учащихся.

 

Кадровое обеспечение

В 2015-2018 годах проект осуществлялся на базе 1-11-х классов. В реализации проекта участвовали 15 членов педагогического коллектива (3 члена администрации, 12 учителей-предметников), имеющие разный опыт работы в школе. Педагогический стаж более 25 лет у 7 (47%) учителей-предметников, от 20 до 25 лет — у 2 (13%) учителей-предметников, от 15 до 20 лет — у 3 (20%) учителей-предметников, от 10 до 15 лет — у 1 (7%) учителя-предметника, от 5 до 10 лет — у 2 (13%) учителей-предметников (приложение 1).

Следует отметить, что в течение трех лет работы в проекте качественный состав квалификационных групп педагогов-инноваторов изменился. Двоим участникам инновационного проекта была присвоена первая квалификационная категория, одному – вторая.

В 2018 году три педагога-инноватора, имеющие первую квалификационную категорию, изъявили желание сдавать квалификационный экзамен на присвоение высшей квалификационной категории, при этом для описания опыта будут использовать наработки, полученные в ходе работы в инновационном проекте.

Кадровый состав отражает высокий инновационный потенциал учреждения образования, который находится в постоянном развитии, является главным ресурсом инновационных преобразований.

Разработанная система поощрения стимулировала педагогов к результативной работе в  условиях инновационной деятельности.

 

  1. Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

Работа педагогов-инноваторов в течение трех лет реализации проекта была направлена на успешное выполнение поставленных задач и проведение намеченных мероприятий. В процессе инновационной деятельности за период с сентября 2015 по май 2018 года было подготовлено и проведено 12 заседаний постоянно действующего семинара «Медиаобразование», 12 заседаний творческой группы «Инновация». Педагогом-инноватором Амшей Т.Н. проведен ряд мастер-классов на темы «Возможности сетевого сообщества G+ в работе учителя-предметника», «Организация дистанционного обучение с использованием возможностей сервиса Google-класс», Деречинской Ю.А. – мастер-класс на тему «Веб-квест — маршрут в будущее» (изучение и выбор ресурсов для создания Web-квеста). За период работы в инновационном проекте  три тематических педагогических совета были посвящены инновации: «О результативности работы педагогического коллектива по использованию современных медиаресурсов как инструментария роста профессиональной компетенции учителя» (март 2016), «Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности» (декабрь 2017), «Инновационная деятельность  как ресурс повышения педагогического  мастерства» (март 2018) .

Представлены материалы для участия в межрегиональном  форуме педагогов-практиков «Педагогический поиск – 2017. Инновации и традиции в образовании» (21-22 апреля 2017 года г. Слоним). На форуме обменялись инновационным опытом учреждения образования, участвующие в реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования».

Приняли активное участие в международной научно-практической интернет-конференции (молодежный форум) по теме «Проблемы формирования гражданской идентичности учащихся в условиях сетевого общения», посвященной Году малой родины (15 мая 2018 года г.Слоним).  Учащиеся и педагоги участвовали в обсуждени новых практик формирования гражданской идентичности посредством использования возможностей сети Интернет:  группа в социальных сетях «10 «Б» класс on-line», Google Карта как средство изучения малой родины.

Примером активной методической деятельности по теме проекта стало проведение школьных фестивалей медиауроков в рамках подготовки к педагогическим советам 2015-2018 годов. В рамках фестивалей транслировался опыт учителей-исследователей по организации современного урока с использованием медиаконтента, сервисов Web 2.0.

Опыт педагогов учреждения Вишевской Т.В., Словинской Т.Г., Засимович С.А., Козелецкой М.А. показывает, что развитию медиаграмотности способствуют нестандартные уроки. Наиболее яркими были уроки Черепенько И.А., Шевченко Л.А., Амшей Т.Н., проведенные по методике «Перевёрнутый класс». Учащиеся самостоятельно изучали материал дома, а на уроке совершенствовали определенные умения. В помощь учащимся при самостоятельном изучении материала предлагались памятки, план, рекомендации. Продолжением таких уроков являлись проекты. Педагоги считают, что проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы обучающихся.

Анализ посещенных уроков в рамках фестивалей медиауроков «Эффективный урок: от замысла до реализации», «Идея» или «Медиа урок от А до Я» продемонстрировал рост компетентности в сфере медиаграмотности, а также критического анализа содержания продуктов чужой и своей деятельности. Расширился диапазон методов, применяемых в медиакультурной деятельности, повысился уровень креативности, способности в саморазвитии в области медиа (учителя Шурко Н.Т., Деречинская Ю.А., Амшей Т.Н., Словинская Т.Г., Вишевская Т.В., Янушевич А.В., Анискова Н.И.). Посетив уроки Словинской Т.Г., педагоги увидели подробный алгоритм работы с различным историческим материалом, таким как: картина, фотография, фильм, памятник, исторический документ, семейная реликвия. Педагог мастерски акцентирует внимание учащихся на образовательном потенциале данных медиаконтентов. Словинская Т.Г. увлекла педагогов учреждения возможностями работы с таким источником, как сервис Google Карта для  использования на занятиях по разным учебным предметам.

Педагог-инноватор Козелецкая М.А. одним из важнейших  направлений своей деятельности выбрала участие учащихся класса в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Считает, что подготовка и участие в данных олимпиадах способствует развитию не только познавательных способностей, но и повышает медиакультуру младшего школьника.

С целью самообразования педагог в 2017/2018 учебном году участвовала в вебинаре по теме “Использование возможностей Web 2.0 в работе учителя” и блиц-турнире “Работа с одарёнными детьми” в рамках международного проекта Videouroki.net.

Целью инновационной деятельности учителя химии Быт О.В. является повышение уровня медиакультуры учащихся посредством создания методического обеспечения по химии. Для достижения данной цели педагогом разрабатывалось методическое и дидактическое обеспечение по химии для использования в образовательном процессе, а также отслеживалось влияние закрепления изученного материала на занятиях по химии с использованием контрольно-оценочных материалов, созданных с использованием возможностей сервисов Google Форма, LearningApps, приложения «Рlickers», программы «Easyquizzy». В рамках проекта с целью повышения медиаграмотности учащихся 7-8 классов и медиакомпетентности педагога создано электронное пособие «Вода — уникальное вещество», которое содержит видеоопыты, тесты, задачи, дополнительную информацию о химических и физических свойствах воды.

Учителем начальных классов Шурко О. Т. в ходе участия в инновационном проекте, были разработаны и проведены учебные задания по внеклассному чтению с использованием сервисов, главной особенностью которых был сравнительный анализ произведений с мультфильмом. С помощью данного вида работы  у учащихся формируется устойчивая позиция как «внимательного зрителя», так и «внимательного читателя». Также положительным результатом данного вида работы стали результаты школьной олимпиады по русскому языку.

Учитель истории Вишевская Т.В. в течение трех лет работала над повышением уровня развития критического мышления и  медиакультуры учащихся III ступени общего среднего образования посредством работы с медиаконтентом на заседаниях дискуссионного клуба. Считает, что работа клуба в рамках инновационной деятельности актуальна, т.к. имеет дело с информацией, культурой вербального и невербального общения. С целью реализации задач, поставленных в рамках инновационной деятельности, были разработаны правила дискуссии, которые дают возможность высказаться самому и услышать других, алгоритмы анализа информации, источниками которой являются газеты, журналы, телевидение, справочники, словари, радио, интернет и др. Членами клуба выработан основной принцип работы клуба: «Информация + Наглядный материал + Комментирование + Обмен мнениями (дискуссия) + Выводы».

Педагог-инноватор Деречинская Ю.А. для того, чтобы увлечь современных учащихся интеллектуальной игрой, использует технологию Web-квест (ролевая игра с выполнением проблемного задания, для которой требуются ресурсы сети Интернет) в урочной и внеурочной деятельности. Считает, что образовательный веб-квест способствует повышению мотивации к самообучению, формированию новых компетенций, реализации креативного потенциала, повышению личностной самооценки, развитию невостребованных в учебном процессе личностных качеств. Педагогом разработаны и проведены веб-квесты «Путешествие с Дедушкой морозом», «Денежная АЗБУКА», «Я с книгой открываю мир» для учащихся класса и школы. В рамках методической работы в 2017/2018 учебном году педагогом проведены для учителей района три мастер-класса по методике создания Web-квеста с использованием интернет-сервисов.

Учитель биологии, член инновационной группы, Амшей Т.Н. в течение работы в проекте приобрела опыт в организации дистанционного или онлайн-обучения. Так, используя возможности сервиса Google-класс (Google classroom), разработала образовательные траектории уроков по учебному предмету «Биология» для 8-9 классов, которые позволили учащимся выполнить последовательную цепочку заданий в онлайн-режиме, что позволяет учащемуся самому определять свой дополнительный образовательный маршрут (время, место) или дает возможность отработать материал пропущенного занятия.

Учитель белорусского языка, руководитель клуба «Мая сям’я», Засимович С.А. в основу работы в проекте заложила воспитание гражданской идентичности через использование материала учебного предмета «Белорусская литература» и знание своей этнической и гражданской принадлежности. Цель клуба – объединение усилий школы и семьи в вопросах воспитания и развития ребёнка, повышение уровня медиакультуры учащихся и их родителей.

Шевченко Л.А., учитель русского языка и литературы, готовит учащихся к жизни в информационном пространстве посредством возможностей учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература». Полученные учащимися знания применяются и отрабатываются при создании школьной газеты «Школьный меридиан». С целью диссимиляции опыта, накопленного в рамках работы в проекте, педагогом создан «Методический медиабокс» по творчеству А.П. Чехова «В человеке должно быть всё прекрасно…», который представляет собой своеобразное хранилище медиаконтента (полезные ссылки; фразы, высказывания, цитаты Чехова; высказывания известных людей о Чехове; документальный видеоматериал о Чехове; буктрейлеры по программным произведениям автора, тексты программных произведений).

Безопасность детей – одна из главных задач цивилизованного общества. Данная проблема актуализируется в условиях информатизации образования, когда каждый учащийся имеет личные электронные устройства и открытый доступ в Интернет. В рамках недели правовых знаний с 18.09 по 23.09.2017 года в учреждении прошла Неделя «Интернет. Территория безопасности». С целью эффективного использования возможностей глобальной Сети в обучении и воспитании, защите обучающихся от интернет-рисков классными руководителями были проведены тематические классные часы. Специалистами СППС совместно с членами волонтерского отряда «Кто, если не я» были  подготовлены рекомендации для учащихся «Правила общения в Интернете», а для родителей – «Безопасный Интернет». Педагог социальный познакомила учащихся с основными положениями в сфере законодательства Республики Беларусь по вопросу информационной безопасности.

В рамках профилактической работы с обучающимися представителями общественной организации «Матери против наркотиков» проводились занятия с элементами тренинга «Мы в мире Интернет», работники Слонимского районного отдела Следственного Комитета знакомили подростков с ответственностью за нарушения законодательства Республики Беларусь в сфере использования Интернет-ресурсов.

Для формирования  информационно-коммуникационной культуры законных представителей учащихся проводилась серия общешкольных родительских собраний, объединенных темой «Основные аспекты информационной безопасности учащихся при использовании сети Интернет».

В школе создана безопасная информационная образовательная среда, которая обеспечивает информационную безопасность учащихся во время осуществления образовательного процесса и предусматривает организацию технического контроля безопасности.

 

 

  1. Результаты инновационной деятельности

Для оценки эффективности внедряемой модели были использованы основные критерии и показатели эффективности инновационной деятельности. С помощью диагностического инструментария дана оценка уровню медиакомпетентности педагогов и учащихся (использовались показатели медиакомпетентности личности по А.Ф. Фёдорову), которая позволяет констатировать, что на заключительном этапе реализации проекта по многим показателям наблюдается положительная динамика уровня медиакомпетентности педагогов и учащихся (приложение 2, 7).

Ответы родителей на вопрос «Считаете ли Вы, что используемая модель формирования медиакультуры полезна для вашего ребенка?» также показал удовлетворенность респондентов участием в проекте. Так, в течение отчетного периода вырос процентный показатель с 55 % до 86%. (приложение 8).

Для изучения уровня комфортности учащихся на уроках с использованием различных видов медиа использовался модифицированный тест Люшера. Было отмечено, что на уроках с использованием медиапродуктов у учащихся преобладает очень высокий (59%) и высокий (33%) уровень комфортности. Данные уроки не вызывают у учащихся отрицательного эмоционального эффекта и усталости.

Наблюдается положительная динамика познавательной активности учащихся, интереса к медиадеятельности, что обеспечило участие и количество побед в олимпиадах. Анализ побед по предметам в течение трех лет позволяет сделать вывод, что за это время значительно активизировалось участие учащихся школы в интеллектуальных и творческих конкурсах различных уровней. Одним из важнейших критериев результативности работы учителей с учащимися, имеющими способности в определенной области знаний, является получение призовых мест в олимпиадах и предметных и интеллектуальных конкурсах различного уровня (приложение 9, 10, 11).

В рамках тематических недель были проведены конкурсы видеороликов «Социальная реклама школы», «Я люблю науку», «Я люблю свою малую родину»,  конкурс буктрейлеров, в которых приняли участие 11 классных коллективов и педагоги школы. Лучшие работы размещены на YouTube канале школы (https://goo.gl/7HsKl7). Массовость участников и их заинтересованность в представлении собственных продуктов продемонстрировали диссеминацию медиаидей среди учащихся. Об этом свидетельствует и тот факт, что повысилось количество учащихся, желающих стать членами пресс-клуба «Школьный меридиан», принять участие в работе объединения по интересам «Стоп-кадр».

В течение работы в проекте учащиеся учреждения приняли участие в областном этапе республиканского гражданско-патриотического проекта «Собери Беларусь в своем сердце», в конкурсе фоторабот «Земля, где посчастливилось родиться». В результате учащаяся 11 класса Ефимик Дарья получила диплом 2 степени, а учащаяся 8 «Г» класса Лашкова Анастасия — диплом 3 степени (приложение 10).

Педагоги и учащиеся 1-9 классов учреждения образования ежегодно принимали участие в конкурсе «#IT_link!» в номинациях «Мир IT профессий», «IT вчера, сегодня, завтра», «Профессия в IT».

Результатами работы педагогов-инноваторов стали победы в конкурсах разного уровня (приложение 12).

Анализ деятельности учреждения по основным направлениям работы со всеми участниками педагогического процесса за 2015-2018 годы позволяет обозначить ключевые задачи на IV заключительный этап работы в инновационном проекте. С целью обобщения опыта инновационной деятельности и создания ресурсного центра районного уровня:

выбрать интернет-платформу для создания ресурсного центра «Медиа & Образование» (далее – РЦ);

создать образовательный комплект познавательных видеоуроков, памяток по вопросам безопасного использования Интернета с последующим размещением в РЦ;

разместить материалы «Методического медиабокса» по творчеству А.П.Чехова в РЦ;

подготовить разработки учебных занятий по внеклассному чтению для учащихся 1-3 классов «От внимательного зрителя к внимательному читателю» с использованием экранизированных произведений;

руководителям клубов «Мая сям’я», «Спадчына» составить сборник сценариев для размещения в РЦ;

разработать структуру раздела РЦ «Олимпиады. Готовимся к олимпиадам» и обеспечить его наполнение;

систематизировать материалы постоянно действующего семинара «Школа медиаграмотности» с целью размещения на одноименной странице РЦ;

разработать программу курса по обучению учителей-предметников учреждения и района организации дистанционного взаимодействия с учащимися с использованием сервиса Google-класс;

разработать сборник рекомендаций «Web-квест для новичков»;

создать и презентовать через страницы РЦ материалы дискуссионного клуба «Политолог» для использования педагогами, исполняющими обязанности классного руководителя;

создать и разместить на странице РЦ банк приемов работы с медиаконтентом и рекомендациями по их использованию на учебных занятиях;

активизировать работу педагогов по публикации  материалов из опыта работы в средствах массовой информации;

в рамках обмена практическим опытом провести сетевые on-line-конференции для учителей района (области) по актуальным проблемам медиакультуры и медиаобразования

 

  1. Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Осуществление инновационной деятельности педагогами школы в ходе реализации проекта позволило повысить инновационную культуру, что обусловило формирование инновационного педагогического опыта, который транслировался на форуме педагогов-практиков «Педагогический поиск-2017. Инновации и традиции в образовании» в ГУО «Гимназия № 1 г. Слонима» (2017 год), на международной научно-практической интернет-конференции по теме «Проблемы формирования гражданской идентичности учащихся в условиях сетевого общения», посвященной Году малой родины (май 2018 года). В форумах приняли активное участие 7 педагогов-инноваторов (приложение 4).

В первом полугодии 2016/2017 учебного года учитель химии Быт О.В. представляла свой опыт работы в рамках проекта на тематическом семинаре для учителей химии и биологии в ГУО «Академия последипломного образования» по теме «Повышение исследовательской деятельности учащихся через применение активных методов обучения на примере учебного предмета «Химия».

На базе школы проведено 32 заседания районного уровня (2015/2016 – 4, 2016/2017 – 17, 2017/2018 — 11), на которых были проведены мастер-классы, подготовлены выступления и открытые занятия. Всего в работе заседаний было задействовано 29 педагогов школы (приложение 4).

В процессе инновационной деятельности демонстрация и трансляция опыта осуществлялась через работу постоянно действующего проблемного семинара «Школа медиаграмотности», творческой группы педагогов «Инновация», реализующих инновационный проект.

На сайте учреждения образования «Средняя школа №3 г. Слонима» в разделе «Дистанционное обучение MOODLE» – в категории «Методический кабинет» – «Школа медиаграмотности» педагоги школы размещают материалы из опыта работы по проекту, методические материалы для использования другими педагогами, уроки и внеклассные мероприятия по учебным предметам.

За отчетный период проведения инновационной деятельности установлено интернет-взаимодействие с образовательными учреждениями-участниками инновационного проекта на основе социального партнерства через использование электронной почты. В 2017/2018 учебном году проведена работа по налаживанию сетевого взаимодействия с учреждениями образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность.

В апреле 2017 года на педагогическом совете участники инновационного проекта представили свои отчеты по итогам трех лет работы в проекте.

Однако следует отметить, что педагогам школы не удалось представить свой опыт в периодической печати. Материалы учителей белорусского языка и литературы Джилиловой Н.А., Засимович С.А. были посланы в предметный журнал, но не опубликованы. Ряд материалов, отправленных в газету «Настаўніцкая газета», не напечатаны, так как не были востребованы и потеряли свою актуальность. Тем не менее педагоги школы должны подойти более качественно к подготовке своих материалов для публикации в СМИ и сделать их конкурентоспособными.

 

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

  1. Основные задачи инновационного проекта решены. Положительная динамика результатов проекта и их соответствие критериальной базе свидетельствуют о том, что стратегия и тактика проекта продуманы и разработаны правильно.
  2. Использование медиатехнологий в учебном процессе учреждения, реализация новой образовательной модели повышают качество образовательного процесса.
  3. У учащихся, работающих в условиях инновационного проекта, наблюдается рост уровня осознанности целей использования медиаконтента, его роли в учебной практике, а также использования широкого спектра возможностей медиаконтента на учебных занятиях. Отмечается рост уровня эмоциональной зрелости учащихся, который проявляется в заинтересованности, позитивном отношении к медиаконтенту как средству получения новых знаний.
  4. Организацию научно-методического и психолого-педагогического сопровождения модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования можно считать удовлетворительной.
  5. Целенаправленная работа с педагогическими кадрами по непрерывному образованию способствовала повышению инновационной компетентности и мотивации к инновационной деятельности.

Для обобщения результатов инновационной деятельности намечены мероприятия по созданию ресурсного центра учреждения образования по теме инновации на уровне района.

 

Ответственный: С.Н.Панченко, заместитель директора по учебной работе

Просмотров :796
Размер шрифта
Контраст