Распечатать Страница

Памятка для родитетей

одаренныйПамятка для родителей:

если ваш ребёнок одарён

 

 

 

 

 

Одарённый ребёнок характеризуется следующими проявлениями:

*мыслит оригинально и творчески;

*хорошо понимает юмор;

*у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;

*имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобра­зительной деятельности, музыке и т.п.);

*часто он не похож на других детей своей неординарностью, предпоч­тением общества взрослых.

 

Рекомендации для родителей:

1.Поддерживайте в ребенке интерес к творчеству, оригинальности

2.Никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все.

3.Уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное дело.

4.Помните, что вы должны приспосабливаться к ребёнку, а не он к вам.

5.Помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми.

6. Найдите для него друзей, которые были бы так же хорошо разви­ты, как и он.

7.Не увлекайтесь соревновательными методами. Если ваш ребёнок бу­дет всегда победителем, другие дети могут    его возненавидеть.

8.Не говорите об одарённости ребёнка в его присутствии, не перех­валивайте его.

 9.Не требуйте от ребёнка, чтобы он всегда и во всём был лучшим.

10.Делайте все возможное, чтобы обеспечить ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами — всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и художественных способностей. Не ограничивайте ребенка в принадлежностях для игры и работы.

11.Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной. Детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям, развиваются. Пусть дети участвуют в ваших занятиях вместе с вами. Неважно, какие именно это занятия, лишь бы они способствовали самореализации, творческому развитию. Важен сам факт живого совместного общения.

12.Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Если требования неоправданно высоки, это может навредить ребенку. Когда ребенок не может достичь поставленной вами цели, его чувство собственного достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.

13.Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно — вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ резкое замечание.

 

Советы Дэвида Льюиса,

одного из признанных специалистов по одаренности

-Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.

-Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.

-Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще  не закончена.

-Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом  вслух.

-Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.

-Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения

-Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.

-Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

-Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

-Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

-Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.

-Внимательно относитесь к его потребностям.

-Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.

-Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

-Не дразните ребенка за ошибки.

-Хвалите за любые успехи.

-Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

-Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.

-Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.

-Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.

-Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.

-Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.

-Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.

-Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за    свои решения.

-Помогайте ребенку стать личностью.

-Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.

-Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

-Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

-Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

-Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».

-Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.

-Наблюдайте за развитием вашего ребенка, анализируйте процесс развития, записывайте результаты в дневник.

 

 

Психологические советы и консультации для родителей: «Одарённые дети и «звёздная болезнь»

Материал полезен для родителей одарённых, талантливых и способных детей. Даны рекомендации по формированию адекватной самооценки одарённых детей, профилактики «звёздной болезни».

Цель: Познакомить родителей одарённых детей с опасностями «звёздной болезни» и дать рекомендации по формированию у них адекватной самооценки 

Задачи:
• повышение педагогической культуры родителей;
• ознакомление родителей с основными симптомами «звёздной болезни»;
• своевременное предупреждение и преодоление «звёздной болезни»;
• формирование адекватной самооценки у одарённых детей.

В школе занимается много одарённых, талантливых, способных детей. Но существуют факторы, препятствующие росту одарённости. 

Одним из таких факторов является самооценка — один из мощнейших регуляторов личностного и творческого роста. От самооценки напрямую зависит, как человек взаимодействует с другими людьми (сфера коммуникации); как относится к себе; каким будет его локус контроля (будет ли человек брать ответственность за происходящее с ним на себя либо же станет перекладывать вину на обстоятельства); какова его эмоциональная возбудимость.

Во всех этих случаях зависимость носит линейный характер: то есть чем адекватнее самооценка, тем благополучнее личность, и, напротив, при неадекватной (заниженной) самооценке — возникают проблемы с общительностью, самоуверенностью, уважением к себе; человек становится раздражительным, невротизированным, появляются депрессивные настроения; он понапрасну винит себя в том, чего на самом деле нет, и т. д.

К числу крайне опасных психологических кризисов, избежать которых, к сожалению, удаётся далеко не каждому одарённому ребенку, относится кризис, получивший в быту очень точное название, — «звёздная болезнь»

Не существует прямой зависимости между силой «звёздной болезни» и достижением. Уровень достижения сам по себе может быть абсолютно ничтожным: победа в матче, первая публикация, удачно сыгранная первая роль и т. п. Реакция же несоизмерима.

Основным симптомом «звёздной болезни» является возвеличивание себя, которое проявляется в самых разных сферах деятельности. 
Для людей с синдромом «звезды» свойственно приходить в ярость от малейшей критики.

Люди такого типа живут с постоянным чувством зависти ко всем, кто добился успеха и даже к тем, кто живет обычной насыщенной и интересной жизнью. Проблемы в общении у таких личностей возникают на фоне того, что они своим поведением вызывают у окружающих негативное отношение к себе.

Такие личности считают всех остальных ниже себя. Они ищут восхищения окружающих прежде всего для того, чтобы получить подтверждение своего величия и сохранить свое превосходство над другими. Чтобы защитить свое слабое Я от разрушения, они используют различные защиты, но самое излюбленное их средство от тревоги – это идеализация и обесценивание.

Они либо идеализируют кого-то и обесценивают себя, либо идеализируют себя и обесценивают других. Когда их стратегии наталкиваются на препятствие, они могут впадать в депрессию.
Но не любое стремление к успеху может приводить к «звездной болезни».

Все зависит от того, какие мотивы движут вашими стремлениями к успеху. У любого здорового организма есть вполне нормальная потребность в саморазвитии. Мотивом к новым достижениям выступает стремление к самореализации, поиску новых знаний, развитию навыков и способностей, которые открывают все новые перспективы в жизни. В этом случае человек стремится не к славе как таковой, а к новым достижениям, открытиям, развиваясь в профессиональном и личностном плане.

В болезненном (невротическом) проявлении правят другие мотивы, это стремление к престижу, потребность производить впечатление на других, быть объектом восхищения и уважения.

Это является основным отличием невротических стремлений к власти, престижу, богатству от здоровой потребности в личностном развитии и самореализации, что в конечном счете и является смыслом нашего существования.

Проблема завышенной самооценки, собственной исключительности и «звездности» зачастую ведет к формированию у ребенка соответствующего стиля поведения. Презрительные взгляды свысока на своих сверстников очень часто делает такого умника изгоем. И это, как ни парадоксально, еще больше убеждает ребенка в собственном превосходстве и неповторимости. «Они меня не понимают!» — восклицает он. А не понимают когда? Правильно, когда ты — слишком умный, а все остальные — дураки. Конечно, с таким отношением к окружающим ребёнку живется нелегко! На самом деле он глубоко переживает конфликт с социумом. Недостаток общения делает одаренного ребенка замкнутым, угрюмым и неразговорчивым. В какой-то момент в лагерь «не понимающих» начнут переходить учителя, а затем и родители.

Он будет ставить перед собой чрезмерно сложные задачи, которые не всегда в состоянии решить, что в свою очередь может породить агрессию. Завышенная самооценка порождает в человеке такие отрицательные черты, как самоуверенность, высокомерие, не критичность к себе и к окружающим. Нередко «маленькие короли» нетерпимы к другим, заносчивы, конфликтны, из-за чего не могут ужиться в школе, не способны завести друзей. В учебе они предпочитают либо слишком трудные задачи, либо, наоборот, легкие, решение которых подтвердит его умения и не поставит под сомнение умственные способности. Любую неудачу самоуверенный ребенок спишет на «обстоятельства», «лень», «дурное настроение», но никогда – на нехватку способностей. 

Ребёнок уверен, что в любой работе он будет на высоте, т.к. талантлив, одарен, возможно, гениален! Даже если ребенок двоечник, он обязательно вспомнит событие или дело, где показал высокие результаты. Иными словами, дети с большим самомнением не способны критично оценивать результаты своего труда и ставить перед собой адекватные цели. А в будущем это отразится не только на обучении, но и на личной жизни.
Но часто не сам ребёнок, а его родители и окружение виноваты, что навязали ему мысль о том, что он – самый лучший. И ему самому очень непросто жить с постоянным грузом «своей идеальности». 

Для того чтобы ребенок четко представлял границы своих возможностей, необходимо правильно оценивать результаты его деятельности. Чаще всего оценка взрослых сводится к банальным «хорошо-плохо». При этом не поясняется, в чем прав или не прав ребенок, где допустил ошибку, по какой причине. Но оценочное мнение должно быть аргументированным – только тогда оно станет конструктивным.

 

Когда вы ругаете или наказываете ребенка:

 • он должен четко представлять, за что его наказывают. Необходимо спокойно обсудить с ним, что он сделал неверно и как следовало поступить;

• надо оценивать поступок, а не личность ребенка. Замените фразу «Ты плохой!» на «Ты неправильно поступил»;

• возьмите за правило: если вы очень разозлились на ребёнка, постарайтесь отложить момент наказания до того, как успокоитесь;
• 
помните: наказание исчерпывает проступок. Ребенок выполнил работу над ошибками, провел неделю без телевизора, попросил прощения – больше к «отработанному» наказанием поступку возвращаться нельзя никогда!

Имейте в виду, что наказание не должно быть очень отсроченным. Плохо выполненная контрольная работа не должна стать причиной отказа взять на интересное мероприятие.

Щедро хвалите ребенка за успехи, но и не делайте из них сенсацию, Заметив признаки «звездной болезни» мягко поставьте ребенка на место. При этом необязательно задевать область его способностей, повод может быть куда более бытовой: «Что же, такая умница, а посуду помыть не можешь?» И, напротив, почувствовав, что ребенок неуверен в своих силах, подбодрите его, ненароком заметив, что преподаватель прекрасно отзывался о его последней работе, назвав ее лучшей.

Если же вообще перестать хвалить умника, чтоб, не дай Бог, не зазнался, то есть риск добиться противоположного результата, когда он будет очень неуверен в своих, пусть даже, по мнению окружающих, и блестящих способностях (ведь мама с папой никогда об этом не говорили, а, значит, так вовсе не считают!)

Выбирая единственную верную на ваш взгляд тактику воспитания, помните, что забота о ребенке не должна превратиться в гиперопеку, которую, к сожалению, нередко можно наблюдать в семьях с одаренным ребенком. Но не нужно впадать и в другую крайность и держать малыша в «ежовых рукавицах». Кстати, это еще одна распространенная ошибка родителей юных талантов, когда они самонадеянно полагают, что диктатура и излишний авторитаризм, следствием которых является ситуация постоянного стресса и напряжения в семье, прекрасно стимулируют творческий процесс

Золотая середина – вот то, что вы должны отыскать. Общих правил и схем здесь быть не может. Все зависит только от вас.

 

Рекомендации и упражнения по коррекции завышенной

самооценки
 

Упражнения:

1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по пяти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.

2. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.

3. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.

4. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

Рекомендации:

1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?

2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.

3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».

4. Получив отказ в просьбе о чем — либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.

7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?

9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

10. Не разрешай себе «почивать на лаврах». Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.

11. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

12. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

Главная задача и педагогов, и родителей – научить талантливого ребёнка любить искусство в себе больше, чем себя в искусстве.

 

С уважением педагог-психолог О.П.Красоцкая

Памятка для родителей «Дом без насилия»

Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви доста­ется нашим самым любимым людям.

Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от фи­зического насилия и психического давления со стороны взрос­лого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, кри­ку — если мы кричим, грубости — если мы грубим, жестокости — если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в ус­ловиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого чело­века. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораз­до больше способствует гармоничному росту и всесторонне­му развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раз­дражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ниче­му его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребенка физически, родители наивно пола­гают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:


  • страх;

  • возмущение, протест;

  • обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;

  • разрушение «нравственных тормозов»;

  • стремление к обману, изворотливость;

  • потерю способности к здравому рассуждению;

  • ребенок перестает видеть границу между добром и злом,
    между «можно» и «нельзя»;
  • агрессивное поведение;
  • снижение самооценки;


— ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает за­держку их психического и социального развития. Важно не допус­тить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ре­бенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хоро­шие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сде­лать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно приме­нить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следу­ющие рекомендации:

1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услы­шать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

2.Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3.Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

4.Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5.Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может "быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

6.Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

7.Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

8.Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

9.Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?


Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

Просмотров :630